Таблица платные услуги в школе. Платные образовательные услуги в школе в условиях реализации нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации. Дополнительные платные образовательные услуги в школе: что это

Платные дополнительные образовательные услуги

Под доходной деятельностью школы понимается вся деятельность школы, связанная с реализацией то­варов, работ и услуг на возмездной основе, а также иная предпринимательская деятельность, указанная в п. 2 ст. 47 Закона РФ «Об образовании»: долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций; приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (ди­видендов, процентов) по ним; ведение приносящих до­ход иных внереализационных операций, непосредствен­но не связанных с собственным производством предус­мотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реали­зацией.

В настоящее время фактически утратило какое-либо принципиальное значение деление деятельности школы на предпринимательскую и «иную приносящую доход» деятельность. Произошло это вследствие отмены имев­шихся ранее налоговых льгот для доходов, полученных от уставной непредпринимательской деятельности. На сегод­няшний день любые доходы бюджетных учреждений, по­лучаемые от юридических и физических лиц по операци­ям реализации товаров, работ, услуг, имущественныхправ, а также внереализационные доходы имеют для це­лей налогообложения единый правовой статус «доходов от коммерческой деятельности» (абзац второй п. 1 ст. 321.1 НК РФ).

Возможность образовательного учреждения осуществ­лять предпринимательскую и иную приносящую доходдеятельность должна быть закреплена в уставе.

1.1. Платные дополнительные образовательные услуги

В соответствии с п. 4 ст. 50 Закона Российской Федерации «Об об­разовании» обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение дополнительных (в том числе платных) образова­тельных услуг.

Под платными дополнительными образовательными услугами, ока­зываемыми государственными и муниципальными школами, понима­ются образовательные услуги, предоставление которых обучающему­ся не предусмотрено общеобразовательными программами и госу­дарственными образовательными стандартами, финансируемыми из бюджета (ст. 45 Закона РФ «Об образовании»).

Условия оказания платных дополнительных образовательных услуг общеобразовательными учреждениями

Федеральное законодательство устанавливает ряд условий, при на­личии которых государственные и муниципальные образовательныеучреждения вправе оказывать платные дополнительные образователь­ные услуги.

Во-первых, в уставе образовательного учреждения должно быть ука­зано наличие платных образовательных услуг и установлен порядок их предоставления на договорной основе (пп. 5 «ж» п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»).

Типовое положение об общеобразовательном учреждении тре­бует к тому же, чтобы в уставе школы были определены «виды и типы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных» (ч. 2 п. 38). Аналогичное требование содержится и в п. 3 Правил оказа­ния платных образовательных услуг (далее - Правила), утвержден­ных постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (с последующими изменениями и дополнениями)Правила приведены в приложении 1 . Данные требова­ния подзаконных актов представляются избыточными и неосуще­ствимыми. Дело в том, что конкретный перечень услуг, оказывае­мых школой, достаточно сильно зависит от конъюнктуры рынка в данной местности, наличия необходимых педагогических кадров и многих других факторов, которые не могут быть известны заранее и крайне изменчивы. Чтобы соблюсти указанные требования и не вно­сить каждый раз изменения в устав школы, рекомендуется указы­вать максимальное количество видов дополнительных образова­тельных услуг, которые может оказывать школа, используя при этом общие обозначения характера таких услуг (например, услуги по обу­чению игре на музыкальных инструментах, в области искусства, по изучению иностранных языков, в спортивных секциях).

Во-вторых, оказание отдельных видов платных дополнительных об­разовательных услуг возможно только при наличии соответствующей лицензии.

Согласно Положению о лицензировании образовательной дея­тельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 не подлежит лицензированию «образова­тельная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семи­наров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квали­фикации». Исходя из буквального толкования указанной нормы мож­но прийти к выводу, что дополнительные образовательные услуги, не сопровождающиеся итоговой аттестацией и выдачей докумен­тов об образовании и (или) квалификации, не подлежат лицензиро­ванию. Соответствующее разъяснение было дано и Министерством образования Российской Федерации в письме от 25 декабря 2002 г. № 31–52–122/31–15 «О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными уч­реждениями общего образования», которое, однако, не носит нор­мативного характера.

Однако это не совсем так. Пункт 2 Типового положения об общеоб­разовательном учреждении устанавливает в качестве обязательного условия наличие «соответствующей лицензии» при реализации обще­образовательным учреждением дополнительных образовательных программ, хотя очевидно, что такие программы не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Закон РФ «Об образовании» прямо требует наличие лицензии в слу­чае, когда общеобразовательные учреждения по договорам и совме­стно с предприятиями, учреждениями, организациями проводят профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг (п. 8 ст. 19).

Требование «наличия лицензии» не означает, что школа должна по­лучить отдельную лицензию на дополнительные образовательные про­граммы и профессиональную подготовку. Такие образовательные про­граммы должны быть указаны в приложении к лицензии школы на осу­ществление образовательной деятельности.

Следует отметить, что прохождение процедуры лицензирования в отношении дополнительных образовательных программ выгодно и для самой школы, поскольку является необходимым условием для получения льготы по налогу на добавленную стоимость при оказа­нии таких услуг (пп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Прак­тика применения налогового законодательства показывает, что если дополнительные образовательные программы, реализуемые шко­лой, не указаны в приложении к лицензии, то такая деятельность будет облагаться НДС. Подробнее об этом см. раздел 1.4

В-третьих, платные образовательные услуги не могут быть оказа­ны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные пу­тем такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Об­разовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суд (п. 3 ст. 45 Закона РФ «Об образовании»). К плат­ным образовательным услугам, предоставляемым государственны­ми и муниципальными образовательными учреждениями, не отно­сятся: снижение установленной наполняемости классов (групп), де­ление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных, общеоб­разовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изуче­нием отдельных предметов, гимназиями, лицеями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые заня­тия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеоб­разовательных программах (п. 4 Правил оказания платных образо­вательных услуг).

Принципы оказания платных дополнительных образовательных услуг Принцип добровольности

Дополнительные образовательные услуги реализуются в целях все­стороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан (п. 1 ст. 26 Закона РФ «Об образовании»). Поэтому должен соблю­даться принцип добровольности предоставления платных дополни­тельных образовательных услуг (ученик имеет право, ноне обязан получать эти услуги). «Отказ потребителя от предлагаемых платныхобразовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных об­разовательных услуг» (ч. 2 п. 5 Правил).

Отдельно следует раскрыть принцип добровольности платных об­разовательных услуг при реализации школой такой формы обучения как экстернат.

При обучении в форме экстерната обучающийся (экстерн) самосто­ятельно (т.е. вне общеобразовательного учреждения, в котором онпроходит аттестацию) осваивает учебные программы, а в общеобра­зовательное учреждение обращается для прохождения промежуточ­ной и итоговой аттестации по установленному графику. Экстерну не может быть отказано в праве пользования библиотекой, посещения лабораторных и практических работ, консультаций перед экзаменом(в пределах двух учебных часов); других мероприятиях, проводимых в общеобразовательном учреждении (п. 2.5 Положения о получении общего образования в форме экстерната, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 23 июня 2000 г. № 1884*). Взима­ние какой-либо платы за указанные услуги в государственных и муни­ципальных образовательных учреждениях не предусматривается. Лю­бые дополнительные учебные занятия, кроме перечисленных выше, в общеобразовательном учреждении, в котором экстерн проходит ат­тестацию, могут проводиться только по его желанию в качестве до­полнительной платной образовательной услуги в соответствии с Пра­вилами и договора между экстерном и учреждением (п. 1.8 Положе­ния о получении общего образования в форме экстерната).

Допуск экстерна к прохождению аттестации при условии посеще­ния курса лекций или иных занятий является грубейшим нарушением законодательства. В случае платности таких занятий данное деяние имеет признаки состава уголовного преступления, предусмотрен­ного ст. 285 Уголовного кодекса РФ. Незаконность подобной прак­тике подчеркивается и в Методических рекомендациях по организа­ции получения общего образования в форме экстерната в общеоб­разовательных учреждениях Российской Федерации (приложение к письму Министерства образования России от 23 января 2002 г. № 03–51–16ин/13–03).

Принцип полноты информации

Платные дополнительные образовательные услуги оказываются шко­лой на договорной основе.

До заключения договора школа обязана предоставить потребителю (родителям, имеющим намерение заказать услуги для своих детей, и самим обучающимся) достоверную информацию о себе и оказывае­мых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их пра­вильного выбора (п. 7 Правил). До потребителя (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте) доводится информа­ция, содержащая следующие сведения (п. 8 Правил):

Наименование и место нахождения (адрес) школы, сведения о на­личии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регист­рационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;

Уровень и направленность реализуемых дополнительных образо­вательных программ, формы и сроки их освоения;

Перечень дополнительных образовательных услуг, порядок их пре­доставления;

Стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты;

Форма документа, выдаваемого по окончании обучения. Очевидно, что последнее требование об ознакомлении с формой

документа, выдаваемого по окончании обучения, для школы, оказыва­ющей платные дополнительные образовательные услуги, не всегда приемлемо по причине того, что какие-либо документы часто просто не выдаются, например, при оказании услуг по репетиторству, услуг спортивных секций и т.д. С другой стороны, при оказании услуг про­фессиональной подготовки требование об ознакомлении потребите­ля с формой документа вполне обоснованно.

Кроме перечисленных сведений, с которыми необходимо ознако­мить потребителя, Правила оказания платных образовательных услуг говорят о порядке приема и требованиях к поступающим (пп. «д» п. 8). Указанное требование относится в большей степени к образователь­ным учреждениям профессионального образования, поступление в которые осуществляется в конкурсном порядке. В отношении школ,оказывающих дополнительные платные образовательные услуги, мож­но говорить о необходимости указать возрастные и образовательные требования к обучающимся. Например, если мы говорим о спортив­ной секции, то указываем, что упражнения рассчитаны на детей тако­го-то возраста, а при введении курса экономики указываем, что учеб­ная программа рассчитана на обучающихся таких-то классов или сту­пени общего образования.

Школа обязана также предоставить для ознакомления по требова­нию потребителя (п. 10 Правил):

а)устав государственного или муниципального общеобразователь­ного учреждения, положение о филиале, отделении, другом террито­риально обособленном структурном подразделении государственно­ го или муниципального общеобразовательного учреждения;

б) лицензию на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательно­го процесса;

в)адрес и телефон учредителя (учредителей) государственного или муниципального общеобразовательного учреждения, органа управ­ления образованием;

г) образцы договоров оказания платных дополнительных образова­тельных услуг;

д) образовательные программы, стоимость образовательных услуг, по которым включается в основную плату по договору;

е) перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании плат­ных дополнительных образовательных, услуг, в соответствии с феде­ральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Школа обязана сообщать потребителю по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге све­дения.

Информация должна доводиться до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Заключение договора оказания платных дополнительных образовательных услуг

Сторонами договора оказания платных дополнительных образова­тельных услуг согласно п. 2 Правил являются исполнитель - сама шко­ла и потребитель - «организация или гражданин, имеющие намере­ние заказать, либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образователь­ные услуги лично». Как видим, под указанную категорию «потребите­ля» попадают как родители (законные представители) несовершенно­летних обучающихся, так и сам обучающийся (вне зависимости от до­стижения совершеннолетия) в качестве лица, «получающее образова­тельные услуги лично».

В Примерной форме договора об оказании платных дополнитель­ных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями, утвержденной приказом Министерства образования РФ от 10 июля 2003 г. № 2994* (да­лее - Примерная форма), в качестве сторон договора указываются исполнитель, заказчик и потребитель. В качестве заказчика высту­пают родители (законные представители) обучающегося, а в каче­стве потребителя - сам несовершеннолетний обучающийся, дос­тигший 14-летнего возраста. При этом заказчик и потребитель вы­ступают как одна сторона договора, что вызывает обоснованные сомнения. Ведь согласно п. 3 ст. 154 и п. 1 ст. 420 ГК РФ догово­ром признается соглашение двух или нескольких лиц, которые и являются сторонами договора. В нашем случае речь идет о согла­шении, в котором участвуют три лица: исполнитель - школа, заказ­чик - родитель (законный представитель) и потребитель - обучающийся, достигший 14-летнего возраста, устанавливающем права и обязанности для каждой из сторон. На наш взгляд, в данном слу­чае договор является не двухсторонним, как следует из текста При­мерной формы, а многосторонним. При этом, исходя из того, что несовершеннолетние в возрасте с 14 до 18 лет заключают сделки с письменного согласия своих родителей (законных представителей) (ст. 26 ГК РФ), можно полагать, что родители дают такое согласие, когда сами подписывают договор от собственного имени.

Малолетние (дети, не достигшие 14 лет) в Примерной форме не вклю­чаются в субъектный состав сторон договора. Это связано с положе­нием п. 1 ст. 28 ГК РФ, в соответствии с которым за малолетних сдел­ки совершают от их имени только их родители, усыновители или опе­куны. Таким образом, малолетний не может быть стороной в догово­ре, а является третьим лицом, в пользу которого заключен договор.

В разделе 1 Примерной формы при определении предмета догово­ра, т.е. совокупности действий, которые должна совершить одна сто­рона в пользу другой стороны, не упоминается потребитель, хотя оче­видно, что оказание услуг именно в отношении него, а не заказчикасоставляет предмет договора оказания платных образовательных ус­луг. Особенно это важно для договора, который заключается в отно­шении малолетних потребителей, так как в противном случае использу­емый в дальнейшем по тексту договора термин «потребитель» остает­ся нераскрытым.

Поэтому, на наш взгляд, необходимо дополнить раздел 1 Пример­ной формы указанием на то, что исполнитель предоставляет услуги именно потребителю, который указан в качестве стороны договора. А при заключении договора в отношении малолетнего указать в пред­мете договора, что услуги оказываются в отношении такого-то ребен­ка (фамилия, имя, отчество, возраст и т.д.), именуемого в дальней­шем «Потребитель».

В настоящем разделе книги, если это не оговаривается особо, используются термины «заказчик» - в отношении родителей несо­вершеннолетних обучающихся, заказывающих услуги для своих де­тей, и «потребитель» - в отношении всех несовершеннолетних обу­чающихся.

Порядок заключения договора оказания платных образователь­ных услуг имеет много общего с заключением публичного договора, урегулированного ст. 426 Гражданского кодекса РФ. Разница заключается в том, что согласно Гражданскому кодексу РФ испол­нителем по публичному договору выступает коммерческая органи­зация, а школа ею не является. Так же как и при заключении публич­ного договора, школа обязана заключить договор оказания плат­ных дополнительных образовательных услуг при наличии возмож­ности оказать запрашиваемую потребителем образовательную ус­лугу. Школа не вправе оказывать предпочтение одному потребите­лю перед другим в отношении заключения договора, кроме случа­ев, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами (п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг). По этой причине Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства считает противоречащими зако­ну положения некоторых договоров оказания платных образователь­ных услуг об установлении рассрочки платы за обучение, скидок в «индивидуальном порядке»*. Если школа имеет намерение устано­вить какие-либо скидки для отдельных категорий обучающихся, то критерии и размеры скидок должны быть четко определены в ло­кальном акте школы, определяющем стоимость дополнительныхплатных образовательных услуг, и применяться ко всем обучающим­ся, подходящим под установленные школой критерии.

Форма и содержание договора оказания платных дополнительных образовательных услуг

Договор заключается в письменной форме в двух экземплярах (по одному для каждой из сторон). В Примерной форме договора об ока­зании платных дополнительных образовательных услуг государствен­ными и муниципальными общеобразовательными учреждениями го­ворится о составлении договора в двух экземплярах и в том случае, когда несовершеннолетний, достигший 14-летнего возраста, высту­пает в качестве стороны договора.

Согласно п. 14 Правил договор должен содержать следующие све­дения:

а) наименование государственного или муниципального общеобразовательного учреждения - исполнителя и место его нахождения (юридический адрес);

б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;

в)сроки оказания образовательных услуг;

г) уровень и направленность дополнительных образовательных про­грамм, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и поря­док оплаты;

д) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;

е) должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего до­ говор от имени школы, его подпись, а также подпись потребителя, т.е., по терминологии Примерной формы договора, подпись заказчика и потребителя, достигшего 14-летнего возраста.

От имени школы договор подписывается директором либо иным лицом, которому директор школы передал полномочия заключать и подписывать такие договоры по доверенности.

Согласно ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается зак­люченным, если между сторонами в требуемой форме (в нашем слу­чае в письменной форме) достигнуто соглашение по всем существен­ным условиям договора. К существенным условиям относятся усло­вия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоровданного вида, а также все те условия, относительно которых по заяв­лению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, перечисленные в пп. «а» - «г» п. 14 Правил усло­вия договора представляют собой минимальные требования, согла­сование и оформление которых является условием его заключения. Кроме этого, стороны имеют право предложить согласовать и вклю­чить в договор любое другое условие, которое считают необходи­мым (об этом говорится и в пп. «д» п. 14 Правил). Соответственно в таком случае договор будет считаться заключенным с момента со­гласования и оформления предложенного сторонами условия дого­вора.

Модели договоров оказания платных дополнительных образователь­ных услуг в отношении несовершеннолетних обучающихся, достигших четырнадцатилетнего возраста и, соответственно, не достигших тако­го возраста приведены в приложениях 3 и 4.

Установление стоимости оказываемых образовательных услуг

Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре опреде­ляется по соглашению между школой и потребителем. На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может бытьсоставлена смета. Составление такой сметы по требованию потреби­теля или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора (п. 18 и 19 Правил).

Органами местного самоуправления предоставлено право регу­лирования цен на услуги, оказываемые муниципальными образова­тельными учреждениями, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 17 Феде­рального закона «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, чем они зачастую и пользуются. Не будем вдаваться в юридические споры по поводу данного полномочия органов мест­ного самоуправления, заметим лишь, что в этом вопросе присут­ствует коллизия и с частью второй п. 1 ст. 424 Гражданского кодек­са Российской Федерации, согласно которой «в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регули­руемые уполномоченными на то государственными органами». А ведь органы местного самоуправления к государственным органам не относятся. Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рын­ке Российской Федерации осуществляют Правительство Российс­кой Федерации и федеральные органы исполнительной власти, ут­вержден постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239. Регулирование цен на образовательные услуги данным Пе­речнем не предусмотрено.

Законодатели планируют отменить плату за группу продленного дня в школе. Кроме того, будет существенно изменен подход к дополнительному образованию детей, в том числе на платной основе. Поэтому поговорим об актуальном для школ расчете цены на платные услуги.

Объединение учебных учреждений

В настоящий момент в некоторых городах, например в Москве, для оптимизации работы системы образовательных учреждений региональные власти проводят их преобразование.

В частности, учреждения дополнительного образования детей становятся структурными подразделениями общеобразовательных школ.

После прохождения процедуры присоединения школьной администрации необходимо учитывать, что не все услуги дополнительного образования детей могут быть платными.

Так, например, востребованные (массовые) занятия могут финансироваться за счет средств соответствующего бюджета.

Однако не все услуги можно включить в муниципальное (государственное) задание.

В таком случае кружки могут работать на платной основе.

Расчет цены услуги

По общему правилу, прописанному в статье 424 Гражданского кодекса РФ, исполнение договора оплачивается по цене, предусмотренной соглашением сторон.

В силу статьи 709 Гражданского кодекса РФ, которая применяется к договорам возмездного оказания услуг (ст. 783 Гражданского кодекса РФ), в цену договора подряда входит:

  • компенсация издержек подрядчика;
  • причитающееся ему вознаграждение.

Таким образом, в договоре оказания платных услуг цена определяется его сторонами и включает в себя вознаграждение учреждения и его издержки. Как правило, издержки рассчитываются на основании калькуляции, покрывающей расходы:

  • на заработную плату педагогам (согласно штатному расписанию);
  • на коммунальные услуги;
  • на содержание имущества.

Нюансы платы за образовательные услуги

В настоящее время Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержит норм, регламентирующих порядок формирования стоимости платных образовательных услуг по дополнительным общеразвивающим программам. При этом часть 3 статьи 54 Закона № 273-ФЗ вообще ограничивает увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора. Исключение - повышение стоимости услуг с учетом уровня инфляции.

А вот возможность уменьшения стоимости услуг для отдельных категорий обучающихся предусмотрена частью 5 статьи 54 Закона № 273-ФЗ.

Снизить ее можно за счет собственных средств организации, в том числе полученных:

  • от приносящей доход деятельности;
  • от добровольных пожертвований;
  • от целевых взносов физических или юридических лиц.

Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом учреждения. На уровне учреждения, оказывающего платные услуги, должны быть разработаны и другие локальные акты, в частности:

  • положение об оказании платных образовательных услуг;
  • порядок ценообразования и расчетов за оказание платных образовательных услуг.

При разработке указанных актов необходимо учитывать принадлежность и тип учреждения.

Муниципальные и государственные учреждения

При оказании платных услуг муниципальными учреждениями независимо от их типа, согласностатье 424 Гражданского кодекса РФ, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то:

  • государственными органами;
  • органами местного самоуправления.

Аналогичного полномочия в отношении государственных образовательных учреждений у органов государственной власти нет.

Таким учреждениям вопросы установления цены необходимо решать исходя из своего типа.

Казенные и автономные учреждения

У федеральных казенных и автономных учреждений нет централизации в определении стоимости платных услуг. При этом их учредители и так имеют много способов влияния на цену: от полного регулирования цены каждой услуги до предоставления полной самостоятельности.

Однако нормативно-правовые акты, ограничивающие самостоятельность казенных учреждений при назначении цены на платные услуги, принимаются на региональном уровне. Например, порядок определения цен (тарифов) на услуги, оказываемые государственными учреждениями Краснодарского края, утверждается соответствующим органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 2 Закона Краснодарского края от 7 августа 2000 г. № 305-КЗ). Соответственно Порядок установления цен (тарифов) на услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства образования и науки Краснодарского края, за плату утвержден приказом Минобрнауки Краснодарского края от 2 июля 2014 г. № 2950.

Бюджетные учреждения

Порядок определения платы на услуги бюджетного учреждения устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Приказом Минобрнауки России от 20 декабря 2010 г. № 1898 введен в действие Порядокопределения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России, оказываемые ими:

  • сверх установленного государственного задания;
  • в пределах установленного государственного задания (в случаях, предусмотренных федеральными законами).

Как показывает практика, региональные учредители, установившие порядок определения платы за образовательные услуги, обычно не идут по пути воспроизведения норм порядка, утвержденногоприказом № 1898. Чаще всего основой служит Порядок определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минфина России, для граждан и юридических лиц (утвержденприказом Минфина России от 30 августа 2010 г. № 423).

Обратите внимание: если в группе продленного дня оказываются образовательные услуги, не входящие в основную образовательную программу, то их следует оформить как дополнительное образование. При этом оплату за дополнительное образование необходимо отделять от тех сумм, что вносят родители за пребывание детей в группе продленного дня.Такой вывод следует из Методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня. Они направлены письмом Минобрнауки России от 24 сентября 2014 г. № 08-1346.

Оплата труда педагогов

В настоящее время ставка педагога в сфере дополнительного образования детей выражается в часах педагогической нагрузки. При этом нагрузка определяется продолжительностью занятий в группах (индивидуально), которая установлена образовательной программой в соответствии с нормами СанПиН. В частности, рекомендуемая наполняемость групп приведена в приложении 3 к СанПиН 2.4.4.1251-03 и составляет в среднем 10-15 человек.

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников установлена приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075. При этом, согласно пункту 2 примечаний к части 1 приложения к приказу № 2075, для учителей, преподавателей, педагогов, старших педагогов, занятых в сфере допобразования детей, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений регулируются статьей 144 Трудового кодекса РФ. Во всех учреждениях системы оплаты труда регламентируются:

  • коллективными договорами и соглашениями;
  • локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами.

Региональные и муниципальные учреждения дополнительно руководствуются законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Кроме того, муниципальные учреждения принимают во внимание и акты органов местного самоуправления.

При этом работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже введенных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом:

  • Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
  • государственных гарантий по оплате труда;
  • рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 Трудового кодекса РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

В так называемых майских указах, в том числе в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597, никаких специальных мер относительно педагогов дополнительного образования заявлено не было. Их средняя заработная плата должна быть доведена до уровня не ниже среднего для учителей конкретного региона в соответствии:

  • с Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761;
  • с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р.

Эти документы позволяют соответствующим органам утверждать порядки и условия выплат педагогам дополнительного образования детей в целях доведения их средней заработной платы до средней заработной платы учителей.

Важно запомнить

Стоимость образовательных услуг, прописанная в договоре, не может увеличиваться. Исключение - индексация цен в связи с инфляцией.

Оказание платных образовательных услуг в общеобразовательных организациях, а именно такой тип образовательных организаций по новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ или Закон) охватывает все организации, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, носит достаточно распространенный характер.

Конечно, наибольшее распространение получили оказание платных дополнительных образовательных услуг в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Оказание платных образовательных услуг по основным общеобразовательным программам – прерогатива частных образовательных организаций, что и обуславливает меньшее распространение на практике таких услуг по причине значительно меньшего количества частных школ, чем государственных (муниципальных) учреждений.

Правовое регулирование оказания платных образовательных услуг носит сложный характер и осуществляется не только нормами законодательства об образовании, но и нормами гражданского законодательства.

Федеральный закон № 273-ФЗ устанавливает, что платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (ч. 1 ст. 101). Данное определение соответствует определению договора возмездного оказания услуг, данного в ст. 779 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым «по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги».

Федеральный закон № 273-ФЗ несколько изменяет подходы к правовому регулированию договорных отношений в сфере образования. В нем содержится ст. 54 «Договор об образовании», которая носит комплексный характер, регламентируя как соглашения, заключаемые при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (платные образовательные услуги), так и соглашения между образовательной организацией и обучающимся (его законным представителем) при предоставлении образования за счет средств соответствующего бюджета.

Такой подход, с одной стороны, позволяет в Федеральном законе № 273-ФЗ не дублировать нормы о содержании основных характеристик образования для двух, по сути, разных видов договоров, поскольку они не имеют существенных отличий. С другой стороны, следует иметь в виду, что правовая природа таких договоров все-таки существенно отличается. Это подтверждается и тем фактом, что заключение договора об образовании в школе за счет бюджета, исходя из ст. 53 Федерального закона № 273-ФЗ, не предшествует возникновению образовательных отношений, а следовательно, не может являться обязательным, в отличие от случаев приема на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц, когда договор оказания платных образовательных услуг должен быть заключен до издания приказа о приеме, таким образом, такой договор обязателен.

Платные образовательные услуги оказываются для удовлетворения личных потребностей граждан, получающих образование. В связи с этим гражданин, в отношении которого оказываются платные образовательные услуги, охватывается термином «потребитель» Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» как «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», а на указанные правоотношения распространяется законодательство о защите прав потребителя. Аргументы судебной практики о действии Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении договора оказания платных образовательных услуг не теряют своего значения и после принятия нового Федерального закона № 273-ФЗ. Так, например, Президиум Верховного Суда Российской Федерации делает вывод, что, «поскольку договор об оказании платных образовательных услуг – это возмездный договор, в силу которого образовательное учреждение оказывает услугу по обучению гражданину (обучающемуся) в приобретении навыков и знаний, на рассматриваемые отношения распространяется действие Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”» .

Актуальной остается и позиция Президиума Верховного Суда РФ, что «указанный договор по своему характеру не может в полной мере подпадать под действие главы III Закона “О защите прав потребителей”». Поэтому в силу ст. 39 Закона РФ «О защите прав потребителей» последствия нарушения условий договора оказания платных образовательных услуг определяются и Федеральным законом № 273-ФЗ, и общими нормами Гражданского кодекса РФ.

Заключению договора оказания платных образовательных услуг предшествует информирование потребителя таких услуг об их существенных свойствах. Такая обязанность предусмотрена Законом РФ «О защите прав потребителя» и конкретизирована в пока еще действующих Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (с последующими изменениями; далее – Правила).

«По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги». Таким образом, существенным условием договора возмездного оказания услуг является, во-первых, характеристика самих оказываемых исполнителем по договору услуг, а во-вторых, наличие встречного предоставления в виде платы со стороны заказчика.

К условиям, прямо названным в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договора возмездного оказания образовательных услуг, прежде всего, относятся условия, перечисленные в ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ, а также в Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (с последующими изменениями).

Следует отметить, что указанные Правила продолжат действовать и после вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ в части, не противоречащей данному Федерального закону или иным издаваемым в соответствии с ним нормативным правовым актам Российской Федерации (ч. 5 ст. 111 Федерального закона № 273-ФЗ), если на 1 сентября 2013 года Правительством РФ не будут утверждены новые правила оказания платных образовательных услуг в соответствии с ч. 9 ст. 54 Закона.

2) в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося (ч. 7 ст. 54);

3) в случае совершения применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет (очевидно, что это относится не ко всем обучающимся школ), отчисления как меры дисциплинарного взыскания (п. 2 ч. 2 ст. 61);

4) в случае невыполнения обучающимся обязанностей по добросовестному освоению программы профессионального обучения и выполнению учебного плана (п. 2 ч. 2 ст. 61).

Рассмотрим эти основания подробнее.

Просрочка оплаты платных образовательных услуг выражается в неоплате как ранее оказанных услуг, так и отсутствии предоплаты за услуги, подлежащие оказанию, при условии, что в договоре предусмотрен такой порядок оплаты (что наиболее распространено на практике).

Основание расторжения договора, когда надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося , может возникнуть в разных ситуациях, начиная от банального непосещения занятий, заканчивая недопустимым поведением на занятиях, делающим невозможным фактическое оказание услуг. В принципе данное основание близко и к основанию, связанному с отчислением обучающегося как меры дисциплинарной ответственности, с той лишь разницей, что может быть применено по отношению к договору, предусматривающему обучению любого обучающегося, в том числе не достигшего возраста пятнадцати лет. Очевидно, что факты, подтверждающие действия (бездействия) обучающегося должны быть документально закреплены администрацией школы.

Отчисление как мера дисциплинарной ответственности применяется в соответствии с частями 3 – 12 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ.

Невыполнение обучающимся обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана может применяться только к обучающимся школы по программам профессионального обучения, но не по основным и дополнительным общеобразовательным программам (п. 2 ч. 2 ст. 61). Подтверждением невыполнения данной обязанности должны быть результаты текущего контроля и (или) промежуточной аттестации, проводимых в соответствии с локальными нормативными актами школы.

Со стороны потребителя (обучающегося, его родителей, законных представителей) Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает возможность прекращения образовательных отношений и расторжение договора по его (их) инициативе, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность (п. 1 ч. 2 ст. 61).

Что касается предусмотренного Гражданским кодексом РФ условия об оплате фактически понесенных расходов, то при одностороннем отказе заказчика от исполнения договора такие расходы могут быть связаны с организацией и подготовкой оказания услуг, но на практике в большинстве случаев ограничиваются суммой произведенной заказчиком предоплаты. Это объясняется тем, что истребовать дополнительную оплату за произведенные фактические расходы сверх предоплаты возможно только в судебном порядке, что сопряжено с различными процедурными сложностями и временными затратами, кроме того, необходимо доказать, что такие расходы, во-первых, были произведены фактически до отказа заказчика, а во-вторых, были связаны с оказанием услуг именно в отношении этого заказчика.

Отказ со стороны исполнителя – образовательной организации предусматривается п. 2 ст. 782 ГК РФ . По общим правилам гражданского законодательства такой отказ возможен в любое время при условии полного возмещения заказчику убытков. Однако представляется, что данная норма Гражданского кодекса РФ не согласуется с п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг, по которому исполнитель «обязан заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу», т.е. обязан исполнить такой договор при наличии соответствующей возможности. По нашему мнению, несмотря на формальную императивность нормы п. 2 ст. 782 ГК РФ , в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или существом обязательства, отказ со стороны исполнителя правомерен только при фактической невозможности оказать услугу, например, при приостановлении или лишении лицензии.

Еще одним основанием для одностороннего отказа от исполнения договора оказания платных образовательных услуг является просрочка оплаты (неоплата) стоимости платных образовательных услуг заказчиком в случае, если договором предусматривается предварительная оплата услуг. Согласно ст. 328 и ст. 716 ГК РФ (последняя применяется к договору возмездного оказания услуг в силу ст. 783 ГК РФ) исполнитель при отсутствии предусмотренной договором предоплаты вправе отказаться от исполнения обязательства и потребовать возмещения убытков.

Таким образом, закон предусматривает три основания для отказа от исполнения договора оказания платных образовательных услуг: со стороны заказчика – в любое время без необходимости какой-либо аргументации, со стороны исполнителя: при невозможности оказать услугу и при отсутствии предоплаты услуг в соответствии с условиями договора оказания платных образовательных услуг.

При этом, как отмечалось выше, основания для одностороннего отказа от исполнения обязательств могут предусматриваться не только законом, но и соглашением сторон, т.е. договором (п. 3 ст. 450 ГК РФ). В связи с этим представляется, что в договоре оказания платных образовательных услуг следует указать не только основания расторжения договора в одностороннем порядке, как это предусматривается ч. 8 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ, но и основания для одностороннего отказа от его исполнения (они могут быть такими же, как основания расторжения договора).

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2002 года. Утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 10 июля 2002 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. № 11.

Фото: Виктор Погонцев / Фотобанк Лори

Платные услуги в средней школе стали массовым явлением. По федеральному закону об образовании сейчас нельзя брать с родителей школьников деньги лишь за те услуги, что включены в образовательный стандарт, - за все остальное можно. DISLIFE изучил, как теперь приходится оптимизировать свои расходы семьям столичных школьников.

Шах и мат

Введение в школе платных занятий совпало с резким сокращением их числа - и не только потому, что многие родители отказались платить за кружки. В 2013 году началась негласная кампания по сокращению педагогов-совместителей. Нужно было довести зарплату учителя до средней по региону - такую задачу поставил перед учебными заведениями президент Владимир Путин. В результате во многих школах закрылись шахматные, театральные и танцевальные кружки.

Спецкурсы, индивидуальные занятия, углубленное изучение предметов, олимпиада подготовка и продленка стали платными. Гендиректор компании «Дистанционный репетитор», предлагающей свои услуги по дополнительному образованию детей вне школы, Светлана Павлова говорит:

«К платным услугам школа шла давно. Где могут, сохраняют бесплатные кружки для общекультурного развития. Там, где кружки перевели в раздел платных услуг, уже все резервы исчерпаны»

По ее словам, родители, заинтересованные во всестороннем развитии детей, должны будут найти или деньги на кружки, или свободное время, чтобы занимать ребенка дома.

Спорт – бесплатно, английский – за деньги, хочешь в школу – плати

Согласно статистике московского сайта госуслуг бесплатными являются 70% школьных кружков в столице, большинство из них - спортивные, много туристических и краеведческих. Английский и хореография возглавляют рейтинг платных занятий в школе.

В среднем московские родители платят за один кружок от 2 до 4 тысяч рублей в месяц. Дороже всего (до 6 тысяч рублей) обходятся лингвистика, языкознание, физика и музыка. Немного уступают им по цене услуги из раздела «социальная педагогика»: «умники и умницы», логоритмика, индивидуальные занятия с логопедом, «развивайка», «знайка», ритмика, «грамотейка», развитие речи, «дошколенок», «абвгдейка», «говорим правильно», а также занятия с дефектологом.

Дополнительное изучение французского, немецкого и английского стоит от 3,5 до 5 тысяч рублей в месяц. Спортивные занятия и кружки ИЗО представлены в широком «ассортименте» - от 1,5 до 4, 5 тысяч рублей.


→ открыть в новом окне Инфографика: Анна Классен

Появились и более замысловатые услуги, например, занятия по программам тьюторского сопровождения индивидуально и в малых группах. Стоимость занятия - от 800 рублей за астрономический час (группа из трех человек) до 1000 рублей (индивидуальное обучение). Не надо путать с тьюторским сопровождением для детей с ограниченными возможностями - оно должно быть бесплатным.

Есть еще курсы подготовки к самой школе. Такая работа ведется бесплатно во всех детских садах, но родителей интересует не качество предоставляемых детям знаний, а гарантия попадания в первый класс престижной школы. Ради этого они отправляют ребенка на платную подготовку.

Разброс цен впечатляющий. В ГБОУ “Школа № 1223 Лингвистический центр” курсы подготовки (два раза в неделю по три часа) стоят 9 тыс. руб. в месяц. В эту цену не входят методические материалы и тетради. В ГБОУ СОШ №717 - 5 тыс. руб. В ГБОУ СОШ №601 подготовка к школе бесплатная, но, как сказали DISLIFE, это последний год.

Предприимчивые родители пытаются экономить. «Мы ходили на подготовку до марта, оплата была по месяцам. Когда стало ясно, что в эту школу мы попадаем, бросили», - рассказывает Татьяна Кузнецова, мама ученика школы №717.

Платная продленка: за и против

С сентября 2014 года в большинстве столичных школ была введена платная продленка, что вызвало особое недовольство родителей. Сыграло роль и такое обстоятельство: за дополнительные платные курсы родитель может получить налоговый вычет, а за продленку - нет.

Расценки на группы продленного дня утверждены московским департаментом образования. Они колеблются от 1700 до 4000 рублей в месяц. Там, где плата ниже, часто не действуют никакие льготы. Решение о наличии льгот по закону (ст. 66 закона “Об образовании в РФ”) решает совет школы, и, как рассказывают источники DISLIFE, он учитывает мнение родителей, не желающих платить за льготников, на которых государство в данном случае денег не выделяет.


Фото: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Чаще всего платный характер продленки вызывает нарекания и недовольство многодетных. В школе №717 плату за продленку даже не пересчитывают в случае болезни ребенка, что противоречит общей практике - к примеру, детские сады всегда оплачиваются по факту, за посещаемые дни.

Ольга Топорикова, мама троих детей, сама забирает сыновей 8 и 11 лет из школы №1959 в Марьино: «С сентября 2015 года продленка платная, стоит около 1200 рублей, льгот нет. Я сейчас не работаю, так что в качестве альтернативы группе продленного дня сама плотно занимаюсь с детьми. За кружки мы тоже не платим».

У Надежды Алешкиной тоже трое детей - 16, 12 и 10 лет. Они ходят в школу №2099 (САО). Когда продленка была бесплатной, младшая дочь оставалась в группе. «Дети там много гуляли, и, если оставалось время, делали домашнее задание. Ничем особенным они не занимались» - вспоминает Надежда.

Если дети 3-4 класса могут сами уходить домой после занятий, то у работающих родителей первоклашек нет выбора - до третьего класса ребенку уходить домой одному не позволят, даже если папа с мамой напишут согласие. Придется платить за продленку, даже если ничем особенным дети на ней не занимаются.

Однако кто-то нашел и плюсы во введении платной продленки.

«Изменились часы работы - раньше до 18.20 было, сейчас до 19.20, – рассказывает Ирина Мамонова, мама 8-летней Иры, второклассницы школы №1250 с углубленным изучением английского (САО). - Дочь ходит на продленку 1-2 дня в неделю, платим за это 500-600 рублей. Уроки с детьми делают качественно, в индивидуальном режиме».

Чем это аукнется

В 2015 году средняя зарплата в Москве составила 64 тысячи рублей. Даже при двух работающих родителях затраты на школьные кружки смогут «съедать» 5-10% семейного бюджета, особенно если детей больше одного.

При этом платность кружка вовсе не гарантирует качество обучения - здесь все зависит от преподавателей и нет никаких стандартов.

«Появление платных услуг - это нормальное, закономерное следствие построения капиталистической экономики в России» - говорит первый вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Павел Сигал. Он уточняет:

«Конечно, первое время качество услуг будет низким, а цена - завышенной. Но через несколько лет родители научатся требовать качественное преподавание, и мы получим прозрачный, понятный рынок школьных услуг. К тому же, деньги на разные нужды собираются в школах уже много лет, негласно и без какой-либо отчетности, это был «серый» рынок, а теперь он становится белым».

«Часть семей может позволить себе услуги более высокого качества, и позволяет, -говорит директор центра «Институт образования» НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий. - Мы видим, что граждане с высокими доходами чаще покупают услуги, связанные с иностранным языком, образовательным туризмом, элитными видами спорта, требующими расходов не только на тренера, но и на экипировку. Малоимущим зачастую достается низкокачественный продукт на рынке платного образования. Если все так и продолжится, мы будем иметь серьезные последствия в усилении социального неравенства. Бороться с этим можно было бы при помощи мер адресной поддержки - к примеру, сертификатами на услуги допобразования на определенную сумму для детей из малообеспеченных семей». Пока подобных сертификатов нет.

Вопрос качества услуг в этой сфере остается не самым принципиальным.

«Концепция образовательных учреждений такова, что детей нужно занимать досугом. Не для развития даже, а чтобы отсутствовало время на опасные развлечения, - говорит психолог Мария Кац, работающий с подростками. - Грубо говоря: занятой ребенок - хороший ребенок. А уставший ребенок и вовсе удобен для всех взрослых. Мне лично эта концепция не близка, но в крупных масштабах у школ нет других способов защитить ребенка от улицы. В этом смысле сокращение бесплатных кружков бьет прежде всего по незащищенным слоям населения».

C каждым годом количество платных услуг в школах растет. Но не всегда процедура сбора средств ясна и прозрачна для родителей. Давайте попробуем разобраться в вопросе платного школьного образования в России и расставить все точки над i. Тем более что горячей темой платы за образование уже воспользовались политтехнологи перед выборами в Госдуму в декабре позапрошлого года - и значительно сгустили краски. По соцсетям разлетелось сообщение, что "Единая Россия" инициировала принятие закона о платном образовании. Мол, будет минимум предметов, финансируемый государством, а если родитель захочет обеспечить своему ребенку полноценное образование, то пусть оплачивает из своего кармана.

И действительно, поправки в ФЗ № 83 "Об образовании" были приняты. Но главное в них - не платное образование, а новый статус образовательных государственных (муниципальных) учреждений. Согласитесь, трудно держать в одной узде и лицеи, и гимназии с углубленных изучением предметов, и сельские школы, где учителей-предметников не хватает. Поправки разрешили переход школ в автономные учреждения, дабы предоставить им больше самостоятельности, возможности гибко распоряжаться имеющимися средствами. Допустим, теперь на законных основаниях за внебюджетные средства можно привлекать в школу по договору преподавателей вузов читать лекции. Их и раньше приглашали, но вопрос оплаты оставался как бы в стороне.

При этом гарантированное Конституцией РФ общее среднее образование осталось бесплатным . Из федерального бюджета финансируется все, что входит в учебный план и образовательные стандарты, ознакомиться с ними можно .

Перечень и формы платных услуг должны быть закреплены в уставе школы. То есть финансовые отношения со школой вы можете построить в том случае, если хотите договориться об индивидуальном графике или дополнительных занятиях для своего ребенка. Перечень платных образовательных услуг перечислен в статье №45 закона "Об образовании" . Их немного:

  • обучение по дополнительным образовательным программам;
  • преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
  • репетиторство;
  • занятия с обучающимися углубленным изучением предметов;
  • другие услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами (например, олимпиадная подготовка).

Но если речь идет о дополнительных учебных часах по профилю учебного заведения – их тоже оплачивает государство, не родители. То есть, отдавая ребенка, например, в Лицей информационных технологий, родители не должны платить за уроки информатики сверх образовательного стандарта. Знайте об этом, ведь решение о наличии или отсутствии той или иной образовательной услуги, в первую очередь, принимают Родительский комитет и Попечительский совет школы. Данные организации уполномочены вносить и изменения в устав школы.

Вне их компетенции – перевод школы в автономный статус. Это решение принимается учредителем, например, органом управления образования вашего города. Но, опять-таки, при любой форме учреждения (казённой, бюджетной или автономной) обучение в школе в рамках стандарта и принятой на его основе образовательной программы – бесплатное. Платными могут быть только дополнительные образовательные услуги, но оплачиваются они только по желанию родителей , а не в принудительном порядке. Учредителю образовательного учреждения всегда можно пожаловаться на излишние поборы с родителей. А если жалобы на местах не помогли, можно воспользоватьсядискуссионной площадкой Министерства образования и науки РФ .

Не стоит бояться изменений. Слухи о том, что через год или два в России, как в Европе, обучение в школах будут оплачивать родители - это только слухи. Об этом в 2012 году заявил Дмитрий Медведев на специальном совещании, посвященном совершенствованию правового положения бюджетных учреждений.

"Никакого перехода к платному образованию не предполагается и из закона не вытекает, остаются прежние нормы предоставления образовательных услуг", – сделал вывод Медведев из разъяснений, которые ему дал глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. "Мы абсолютно уверенно можем сказать, что объём бюджетных услуг, бесплатного образования населению не уменьшится – ясно, увеличится", – заявил министр.

Платные услуги. Как оформить по закону

Если вы решили отправить ребенка на платные курсы или на продленку в школе, то прежде всего, нужно подписать со школой договор. В обмен на деньги за обучение вам должны выдаваться кассовые чеки, регистрируемые в местной бухгалтерии. Если при приеме в школу вас просят написать расписку, что вы не против оплачивать дополнительные образовательные услуги, отказывайтесь! С каждым родителем подписывается индивидуальный договор , с перечнем дополнительных услуг и указанием их стоимости. Недовольны качеством предоставленной услуги? Будет, с чем обратиться в суд. Или в прокуратуру, там школьные поборы на особом счету.

Различные " подарки" родителей школе также могут быть оформлены по договору. В соответствии со статьёй 7.1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» условия осуществления добровольцем благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем и благополучателем, и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя. Условия участия добровольца в благотворительной деятельности юридического лица могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между этим юридическим лицом и добровольцем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в рамках благотворительной деятельности этого юридического лица.

При этом необходимо отметить, что некоммерческие организации должны самостоятельно выстраивать взаимоотношения с родителями образовательных учреждений, пожелавшими принимать участие в деятельности такой организации посредством договоров, заявлений, оформления членских билетов и др.

В соответствии с инструктивным письмом Минобразования РФ от 15.12.1998 № 57 «О внебюджетных средствах образовательных учреждений» внесение денежных средств (пожертвований) физическими и (или) юридическими лицами, в том числе родителями (законными представителями) обучающихся, осуществляется только на добровольной основе целевым назначением на расчетный счет образовательного учреждения . Решение о внесении средств и их количестве принимается самими жертвователями (родителями (законными представителями) обучающихся, организациями различных форм собственности (в том числе, некоммерческие организации, созданные в целях оказания помощи образовательным учреждениям) единолично или посредством проведения общих собраний. Родители (законные представители) обучающихся имеют право отказаться от уплаты денежных средств или уплачивать их в меньшем размере по своему усмотрению.

О поборах в школе

Когда деньги собираются "в черную" без договоров и чеков, и никто не знает, на что они уходят, в этом случае родители начинают говорить о поборах. Чтобы их избежать, родители должны быть готовы к постоянному контролю действий школы. Активность родителей – одна из сторон реформы образования: сами выбираем школу для ребенка, сами определяем количество и степень углубленности предметов и обязательно – контролируем результат.

Общественный контроль – одна из причин "народной нелюбви" поправок об автономии образовательных учреждений. Почему принято, чтобы учителя собирали родительские собрания? Ведь это родители должны решить, что нужно классу. И исполнение любых обязанностей основано на контроле, на родительском контроле. Для изменений в школе необходимо действовать от имени Родительского комитета и Попечительского совета школы.

При пассивности родителей крайней в истории со сбором средств "на нужды школы" становится классный руководитель. На сибирском форуме нашла иллюстрацию к этому тезису: "На школу у нас класс тоже не платил, так директор "поедом ел" нашу учительницу - вроде как плохо работает с родителями. И она платила из своего кармана и нам об этом говорила на собрании. И что – родители, конечно, собирали деньги, но уже для нее. А вообще на собрание уже ходить, думаю, нет смысла - разговоры только про деньги, про учебу минимум - вроде как и неважны занятия теперь для школы".

Ремонт в школе

Читаем Представление Генпрокуратуры РФ от 28.04.2006 №21-22-06 "Об устранении нарушений законодательства, гарантирующего право на получение основного общего образования" . К этим нарушениям относится решение родительского собрания о сборе средств и строительных материалов для ремонта школы. Такие решения родительских собраний считаются грубейшим нарушением законодательства РФ об образовании. Генеральная прокуратура регулярно выступает за прекращение практики поборов с родителей.

Антирейтинг: за что платят родители?

Просмотрев российские школьные форумы, приходишь к выводу, что хотя образование у нас и бесплатное, платить родителям все равно придется. Больше всего "страдают" родители первоклассников. Они ведь еще не знакомы со школьной бухгалтерией. Им выставляется целый перечень того, за что надо заплатить: вступительный взнос в фонд школы, форма, комплект учебников, взнос в фонд класса. Плюс родители первоклашек много чего покупают "в класс" - новые парты, настенные пособия, медийную аппаратуру. А потом, когда дети идут на вторую степень обучения и покидают класс, что они, новые парты с собой заберут?

Второе место в рейтинге школьных "поборов" занимают оплата охраны в школе и уборщицы. Понятно, что это весьма скромные взимания, от 30 до 100 рублей, но самые распространенные. Между тем, если школа не может оплачивать их из собственных средств – это проблемы школы, а не родителей.

Далее по популярности следует доплата за школьные обеды. С этим трудно не согласиться. Все мы переживаем за здоровье своих детей и понимаем, что наука на голодный желудок не идет. Если в школе насыщенная программа, должен быть и школьный обед, и школьный завтрак.

На четвертом месте уже упомянутые школьные ремонты и покупка медийной аппаратуры: компьютеры, интерактивные доски, плазменные панели (конечно же, не директору в кабинет, а чтобы фильмы про животных на уроках Окружающего мира смотреть). Прокомментируем это так: если родительский комитет постановил, что школьная столовая будет отремонтирована за внебюджетные деньги, зато сделают все, как надо, - так тому и быть. Но вообще обновлять во всех смыслах школу – не задача родителей. На то есть нацпроект "Образование", по которому в школу должны поступить все современные средства ведения урока (проекторы, компьютеры, интерактивные доски и т.п). В его рамках существуют программы "Школьное окно", "Школьная кровля", подразумевающие проведение капремонтов в школах. На каждый регион РФ из этой программы выделяются немалые средства. Директор школы, как грамотный менеджер, должен эти средства завести в свою школу, а не собирать их с родителей.

Замыкают антирейтинг позиции "на нужды школы", "на нужды класса", "на подарки учительнице и одноклассникам". Формулировки очень расплывчатые и разлет взносов здесь очень разный: от 200 рублей до десятков тысяч рублей в год в зависимости от школы.

А какие еще платные услуги практикуют в школах вашего региона?