Что входит в еженедельные обязанности классного руководителя. Должностная инструкция классного руководителя общеобразовательного учреждения. Должная инструкция классного руководителя
На плечи классного руководителя ложится координация процесса воспитания и образования вверенного ему класса в средней школе. Он отвечает за полученные учениками результаты учебно-воспитательной деятельности, корректирует ее организацию и помогает обучающимся. Деятельность классного руководителя описывается в должностной инструкции.
Должностную инструкцию классного руководителя по ФГОС на 2018-2019 год регламентирует приказ Минобрнауки от 3.02.2006 №21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками». В ней указываются общие требования к специалисту, его обязанности и функции, права и мера ответственности.
Что включает должностная инструкция классного руководителя?
Классный руководитель назначается на должность по приказу директора школы. Эту должность может занимать педагог, получивший среднее или высшее специальное образование. Должностные обязанности классного руководителя широки: он управляет образовательно-воспитательным процессом, взаимодействует с семьями учеников и внешними организациями, готовит документацию, представляет интересы детей. При составлении должностной инструкции специалисту следует учитывать положения, закрепленные по ФГОС.
В своей работе классный руководитель должен основываться на:
- личностно-ориентированном подходе;
- актуальной в образовательной учреждении концепции воспитания;
- результатах анализа явлений жизни;
- толерантности;
- учете материального и социального положения семей учеников;
- учете уровня воспитания и семейных обстоятельств детей.
Структуру работы классрука можно представить в таком виде:
- организационная, аналитическая и прогностическая деятельность в воспитательном процессе;
- контроль жизнедеятельности класса;
- изучение и использование современных приемов воспитания.
Работа классного руководителя может проходить в таких формах, как беседы, обсуждения, дискуссии, игры, дебаты, тренинги, встречи с различными людьми, экскурсии, социально значимая трудовая деятельность, соревнования, творческая активность детей. В рамках обязанностей классного руководителя по закону об образовании он проводит с родителями беседы, лекции, собрания, внеклассные мероприятия.
Таблица 1. Должностные обязанности классного руководителя согласно инструкции
Требуемые образование и навыки |
Основы подростковой психологии и физиологии, методы работы с одаренными и сложными детьми, нормы действующего законодательства РФ в сфере образования, Конвенция о правах ребенка, локальные акты. Педагогу необходимо иметь развитые навыки коммуникации, а также:
|
Цели и задачи работы |
Целями работы выступают:
Классрук контролирует соблюдение санитарно-гигиенических норм, проводит инструктаж по технике безопасности, рассказывает о здоровом образе жизни, оптимизирует учебную нагрузку, применяет здоровьесберегающие технологии. |
Индивидуальная работа с учениками |
Ведение дневника наблюдений. Выделение групп учеников по интересам и способностям, определение «группы риска». Диагностика психофизического развития детей, очерчивание их умений и навыков, оценка интеллектуальных, спортивных и творческих способностей. Посещение семей, ведение личных дел, профилактика девиантного поведения. Способствование раскрытию потенциала и гармоничному развитию учащихся. |
Проведение работы с классным коллективом |
Функции классного руководителя по ФГОС включают:
|
Работа с родителями и внешней средой |
Систематическая работа с родителями, анализ семейно-бытовых условий, повышение педагогических знаний родителей, вовлечение семьи во внеклассную деятельность, проведение родительских собраний. |
Воспитательное воздействие |
Гармоничное развитие личности ребенка, просветительская деятельность, беседы и пр. |
Повышение квалификации |
Постоянное саморазвитие, путем прохождения курсов повышения квалификации, изучения литературы, участия в обмене педагогическим опытом, конкурсах, конференциях, семинарах. |
Права и мера ответственности |
К правам классного руководителя относятся:
За неисполнение или недобросовестное исполнение обязанностей классруку грозит административная ответственность. |
Возлагаемые на классного руководителя функции закрепляются в Уставе школы.
Примерная структура должностной инструкции классного руководителя
Структура должностной инструкции классного руководителя по ФГОС строится по тому же принципу, что и другие должностные инструкции. Основными разделами будут:
- общие положения,
- должностные права и обязанности,
- ответственность.
В общем разделе содержится краткое описание квалификационных требований и описание должности классного руководителя. В этот раздел включают такие пункты:
- полное название должности, к какой категории сотрудников она относится;
- порядок назначения и увольнения;
- порядок подчиненности: директору школы и завучу по УВР;
- кто будет выполнять обязанности классного руководства при отсутствии сотрудника;
- какими законами и нормативными актами руководствуется сотрудник в своей работе;
- квалификационные требования.
В разделе «Должностные обязанности и права» классного руководителя указываются пункты, рассмотренные выше. При этом Уставом школы перечень обязанностей может меняться, тогда раздел инструкции корректируется.
В разделе, посвященному ответственности классного руководителя, кратко перечисляются виды ответственности:
- за несоблюдение должностной инструкции, невыполнение распоряжений директора, нарушение школьных правил – дисциплинарная ответственность;
- физическое или моральное насилие над учениками – освобождение от должности;
- за неаккуратность в ведении документации – взыскание согласно с организационными документами школы;
- нанесение ущерба имуществу школы – материальная ответственность согласно гражданского или трудового законодательства.
Для облегчения работы персонала предлагаем скачать пример должностной инструкции классного руководителя.
Особенности должностных обязанностей классного руководителя
Высокая ответственность работы сопряжена и с определенными трудностями, с которыми сталкивается педагог при выполнении обязанностей классного руководителя в школе по ФГОС .
Одной из ключевых трудностей является то, что в должностной инструкции указаны формы, методы и виды работы педагога, однако не упоминаются затраты времени, необходимые для такой работы. Поэтому зачастую классруки страдают от нехватки времени, в то время как по трудовому договору классное руководство выступает дополнительной обязанностью, которая выполняется в рабочее время. Однако временные затраты зачастую оказываются обратно пропорциональными прибавке к зарплате за ведение классного руководства. Чтобы выполнять функции классного руководителя с большей эффективостью, рекомендуем пройти дистанционный курс повышения квалификации:
Как показывает практика, полноценное классное руководство нельзя совмещать с основной деятельностью. Что входит в обязанности классного руководителя и почему оно требует 35–40 часов в неделю? Это:
- проверка дневников и дисциплины – не менее часа каждый день;
- ведение школьной документации, организация творческой и трудовой деятельности – не менее часа в день;
- участие в конкурсах, соревнованиях, уборке и пр.
Привычной практикой является назначение на должность классного руководителя учителя-предметника. Однако в некоторых учебных заведениях с классного руководителя полностью или частично снимается учебная нагрузка. При этом педагога называют классным наставником, тьютором, куратором.
Второй видимой проблемой, которая всплывает при анализе функциональных обязанностей классного руководителя, является размытость формулировок инструкции, а также введение в отдельных учреждениях таких обязанностей, которые снижают мотивацию педагогов. Например, сбор денег, разглашение личной информации и пр.
Некоторые трудности могут возникнуть и при взаимоотношениях с администрацией школы и коллегами, когда:
- классный руководитель в соответствии должностными обязанностями по ФГОС и внутренним порядком школы заменяет отсутствующих коллег;
- разрабатывает и согласовывает учебный план на год или четверть;
- отчитывается перед администрацией о проделанной работе.
Как видно, классный руководитель выполняет такие функции, как мотивация, организация, контроль воспитательно-учебного процесса в пределах вверенного ему класса, создание гармоничных отношений с детьми, педагогами и семьями, организация внеурочной деятельности детей. Однако для успешного выполнения таких функций, деятельность сотрудника должна быть грамотно организована и справедливо оплачена.
Узнать больше о системе классного руководства и обязанностях классного руководителя можно в статьях:
1.
Права и обязанности классного руководителя:
В основу должностных обязанностей классного руководителя положены следующие идеи:
- Ребенок есть субъект своего развития.
- Даже самый «трудный» ребенок хочет быть хорошим, только он нуждается в помощи.
- Воспитывают не классные час, морализирование, указание ребенку его промахи и ошибки, воспитывает совместная и индивидуальная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
- Педагог – это помощник, защитник своих воспитанников в коллизиях школьной жизни.
- Воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, любят, образу жизни которого тайно или явно подражают.
Классный руководитель имеет право:
- Получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;
- Контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;
- Координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся, через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и других форм коррекции;
- Определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и родителями учащихся;
- Приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение;
- Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов школы;
- Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой, вносить на рассмотрение административного совета, научно-методического совета согласованные с классным коллективом мнения и предложения;
- Отказываться от не свойственных ему, не входящих в круг его обязанностей поручений;
- Вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
- Творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди»;
- Выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку;
- Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы в классном коллективе.
Классный руководитель не имеет права:
- Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т. д.;
- Использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика;
- Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение;
Классный руководитель как административное лицо обязан:
- Организовать учебно-воспитательный процесс;
- Контролировать посещаемость учебных занятий учениками класса;
- Вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классного и общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;
- Изучать условия жизнедеятельности детей;
- Фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, в сложных ситуациях информировать об этом администрацию;
- Оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;
- Содействовать их социальной и правовой защите;
- Вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы (личные дела учащихся, классный журнал, дневник учащихся);
- Вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных областей науки, искусства;
- Постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания.
Организация работы классного руководителя
- Общие правила организации работы школы и педколлектива вытекают из Кодекса законов о труде (КЗоТ) Российской Федерации, излагаемых в ст. 130.
- Количество воспитательных мероприятий – не менее двух в месяц (одно из которых может быть общешкольным).
- Количество классных родительских собраний – не менее одного собрания в четверть.
- Отчеты о проделанной работе представляются администрации.
- В каникулярное время и летнее время работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
- Координацию деятельности классных руководителей и контроль за их работой осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.
Документация и отчетность
Классный руководитель ведет следующую документацию:
- классный журнал;
- план воспитательной работы с классным коллективом;
- дневники учащихся;
- личные дела учащихся;
- папки с разработками воспитательных мероприятий (по желанию).
Циклограмма для классного руководителя
Ежедневно
1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.
2. Организация питания учащихся.
3. Организация дежурства в классном кабинете.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно
1. Проверка дневников учащихся.
2. Проведение мероприятий в классе.
3. Работа с родителями (по ситуации)
4. Встреча с медсестрой по справкам о болезни учащихся.
Ежемесячно
1. Встреча с родительским активом.
2. Совещание по планированию работы (по графику).
Один раз в четверть.
1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. Анализ выполнения плана работы за четверть.
3. Проведение родительского собрания.
Один раз в год.
1. Проведение открытого мероприятия.
2. Оформление личных дел учащихся.
3. Анализ и составление плана работы класса.
Настоящая инструкция разработана и утверждена на основании трудового
договора с ______________________________________________________________
наименование должности лица, на которого составлена настоящая
должностная инструкция и в соответствии с положениями Трудового кодекса
Российской Федерации, Законом РФ "Об образовании" и иных нормативных
актов.
1. Общие положения
1.1. Классный руководитель является работником общеобразовательного
учреждения __________________________________, осуществляет деятельность,
наименование, номер общеобразовательного учреждения
направленную на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания
учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного
процесса.
1.2. Классный руководитель назначается на должность и освобождается
от должности приказом директора общеобразовательного учреждения из числа
лиц, имеющих высшее педагогическое образование, или опыт работы с детьми
не менее ____ лет, без предъявления требований к стажу работу в должности
классного руководителя, в том числе по представлению заведующего учебной
частью или заведующего по воспитательной работе, и непосредственно
подчиняется директору общеобразовательного учреждения. На период отпуска
и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности
могут быть возложены на учителя, не имеющего классного руководства и
работающего в данном классе;
1.3. Классный руководитель должен знать:
- основы общей психологии, педагогической психологии, общей
педагогики, физиологии детей и подростков;
- методы и навыки коммуникативного общения с обучающимися,
социального психотренинга, современными методами индивидуальных и
групповых занятий в рамках класса;
- особенности воспитательной системы;
- условия работы и особенности проведения занятий в данном
общеобразовательном учреждении.
1.4. Классный руководитель в своей работе руководствуется
Конституцией Российской Федерации, Законом РФ "Об образовании",
Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом
общеобразовательного учреждения и прочими документами в сфере
образования.
2. Функции
Основными направлениями деятельности классного руководителя
являются:
2.1. организация деятельности классного коллектива учащихся;
2.2. организация учебной работы классного коллектива и отдельных
учащихся;
2.3. организация внеучебной жизни класса;
2.4. изучение личности и коррекция в воспитании учащихся;
2.5. социальная помощь и защита учащихся;
2.6. взаимодействие с родителями, другими педагогами, социальными
работниками.
3. Должностные обязанности классного руководителя
Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:
3.1. ведет журнал успеваемости учащихся;
3.2. ведет "личные дела" учащихся и следит за их оформлением;
3.3. организует классный коллектив: распределяет поручения, работает
с активом класса, организует коллективное творчество, формирует
обязанности дежурных;
3.4. организует дежурство по классу, школе, столовой и другим
общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в Уставе
3.5. заботится о внешнем виде учащихся;
3.6. организует и формирует порядок питания учащихся в соответствии
с Уставом общеобразовательного учреждения;
3.7. формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует
его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т.д.);
3.8. осуществляет контроль за посещаемостью, с выяснением причин
пропусков занятий без уважительных причин; совместно с социальным
педагогом посещает семьи "трудных" детей;
3.9. работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями
по поводу успеваемости учащихся;
3.10. создает условия для развития познавательных интересов,
расширения кругозора учащихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах,
викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация
экскурсий, походов в театр, на выставки и т.д.);
3.11. способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует
межличностные отношения учащихся, корректирует и регулирует их;
3.12. оказывает помощь учащимся в процессе адаптации к обучению;
3.13. заботится о здоровье учеников, вовлекает их в физкультурную,
спортивную деятельность;
3.14. проводит тематические классные часы периодичностью ______ раз
в месяц, собрания, беседы с учащимися.
3.15. обеспечивает защиту и охрану прав учащихся, особенно уделяя
внимание "трудным" детям и детям, оставшимся без попечения родителей,
активно сотрудничая с социальным педагогом. Выявляет и ведет учет детей
социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей;
3.16. осуществляет профориентационную работу с учащимися 9-ых
классов, способствующую самостоятельному и осознанному выбору учащимися
дальнейшей профессии с учетом их способностей и жизненных планов;
3.17. организует и проводит родительские собрания периодичностью
_______ раз в четверть. Работает с родителями индивидуально, привлекает
родителей к организации внеучебной деятельности.
4. Права классного руководителя
Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. знакомиться с документацией общеобразовательного учреждения;
4.2. присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых
учителями-предметниками в классе (без права входить в класс во время
урока без экстренной необходимости и делать замечания учителю в течение
урока);
4.3. Изучать воспитательный процесс на уроках, проводимых
учителями-предметниками;
4.4. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за
поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке,
установленном организационными документами общеобразовательного
учреждения;
4.5. Поощрять учащихся в порядке, установленном организационными
документами общеобразовательного учреждения;
4.6. Участвовать в работе педагогического и методического советов
учебного заведения, вносить свои предложения по формированию
индивидуальной программы адаптации обучающихся, созданию благоприятного
социально-психологического климата в коллективе;
4.7. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских
учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних;
4.8. Самостоятельно выбирать приоритетные направления работы,
учитывая особенности функционирования и развития общеобразовательного
учреждения;
4.9. Повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы;
4.10. Участвовать в работе молодежных школьных объединений,
содействовать их функционированию.
5. Ответственность классного руководителя
Классный руководитель несет ответственность:
5.1. за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной
причины Устава и других правил, закрепленных в организационных документах
общеобразовательного учреждения, законных распоряжений директора,
должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, классный
руководитель несет дисциплинарную ответственность в соответствии с
трудовым законодательством РФ;
5.2. за несвоевременное и неаккуратное оформление, ведение и
хранение документов, а также за их утрату классный руководитель несет
ответственность, предусмотренную организационными документами
общеобразовательного учреждения;
5.3. за применение, в том числе однократное, методов психического
или физического насилия над личностью учащегося классный руководитель
может быть освобожден от обязанностей в соответствии с трудовым
законодательством РФ и Законом "Об образовании". Увольнение за такой
проступок не является мерой дисциплинарной ответственности;
5.4. виновный в причинении школе ущерба в связи с исполнением
(неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель
несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных
трудовым или гражданским законодательством РФ.
Кратко о должности классного руководителя, его функциях и обязанностях по ФГОС
ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) содержат в себе требования, выставляемые к процессам реализации образовательных программ, а также требования к деятельности классного руководителя. При составлении должностной инструкции следует учитывать закрепленные в ФГОС положения.
Перед классным руководителем ставится задача организовать учебно-воспитательную работу класса. Чаще всего эти функции возлагаются на учителя-предметника. В отдельных учебных заведениях классный руководитель не имеет вообще или имеет минимальную учебную нагрузку, тогда он называется классным наставником, тьютором, классным куратором.
Функции, которые возлагаются на классного руководителя, закрепляются в Уставе школы. Официально перед классным руководителем ставится задача организовать учеников, но на практике этот процесс сводится к оказанию помощи в самоорганизации учеников, к поддержке их инициатив и творческих порывов. Еще к функциям классного руководителя можно отнести:
- организацию учебной работы класса;
- организацию внеучебной жизни класса;
- социальную помощь и защиту учеников;
- взаимодействие с родителями учеников.
Примерная структура должностной инструкции
Для всех должностей, которые есть в штатном расписании школы, разрабатываются должностные инструкции. При этом структура у всех должностных инструкций унифицированная. За основу можно взять следующий вариант, когда инструкция состоит из разделов, посвященных:
Не знаете свои права?
- общим положениям,
- должностным обязанностям,
- правам,
- ответственности.
При разработке должностной инструкции классного руководителя такая структура документа вполне допустима. Далее в статье расскажем, какую информацию стоит помещать в каждый раздел.
Общий раздел инструкции
Первый раздел инструкции содержит в себе краткое описание должности и квалификационные требования, которые выставляются к кандидату на должность классного руководителя. Так, сюда включают следующие пункты:
- полное наименование должности (классный руководитель), и к какой категории сотрудников эта должность относится;
- порядок назначения на должность и увольнения (решение принимает директор школы, издавая соответственный приказ);
- порядок подчиненности: классный руководитель может подчиняться непосредственно директору школы или заучу по УВР;
- на кого возлагается классное руководство во время отсутствия сотрудника;
- чем руководствуется в своей работе классный руководитель: законами (в частности ФЗ «Об образовании» от 29.12.12.2012 № 273-ФЗ) и другими нормативными актами, Конвенцией по правам ребенка, Уставом школы и др.;
- квалификационные требования: как правило, сотрудник должен иметь высшее педагогическое образование и опыт работы с детьми как минимум на протяжении года, но не обязательно в качестве классного руководителя.
Должностные обязанности классного руководителя
Этот раздел должностной инструкции может содержать в себе следующие должностные обязанности, возлагаемые на классного руководителя:
- вести журнал успеваемости;
- оформлять личные дела учеников;
- организовывать классный коллектив, что проявляется в выдаче поручений, работе с активом класса, формировании обязанностей дежурных, организации творческих мероприятий;
- организовывать дежурства;
- организовывать порядок питания учеников;
- формировать денежный фонд для обеспечения классных нужд и распоряжаться средствами из него;
- контролировать посещаемость, выяснять причины пропусков;
- работать с дневниками учеников;
- создавать условия для расширения кругозора учеников, круга их интересов;
- способствовать формированию благоприятного климата в коллективе, укреплению дружественных отношений;
- помогать адаптироваться ученикам в начале учебного процесса;
- проводить классные часы;
- обеспечивать защиту прав учеников, их интересов;
- проводить профориентационную работу с учениками старших классов;
- проводить классные собрания с родителями.
Уставом школы или другими документами на классного руководителя могут возлагаться и другие обязанности, тогда этот раздел инструкции корректируется.
Права классного руководителя
В этом разделе отображаются те права, которыми наделяется классный руководитель для беспроблемного исполнения своих должностных обязанностей. Практически во всех учебных учреждениях классный руководитель может:
- присутствовать на уроках учителя-предметника, проводимых в подконтрольном классе, но при этом нельзя прерывать занятие или делать во время урока замечания учителю;
- изучать, как проходит воспитательный процесс на уроках, проводимых учителем-предметником;
- привлекать к дисциплинарной ответственности учеников из своего класса согласно документам школы, регулирующим данный процесс;
- поощрять учеников из своего класса согласно нормативным документам школы;
- активно сотрудничать с коллегами, участвовать в педагогическом совете школы, вносить предложения по улучшению процесса обучения;
- сотрудничать с медицинскими работниками, работниками соцслужб и инспекций по делам несовершеннолетних;
- повышать свою квалификацию.
Это не исчерпывающий перечень прав, он может при необходимости быть расширен или видоизменен.
Ответственность классного руководителя
Раздел, где вкратце перечисляются виды ответственности, к которым может быть привлечен классный руководитель, и основания для этого. Стандартно здесь прописывают, что классного руководителя могут:
- за несоблюдение должностной инструкции, нарушение школьных правил, невыполнение распоряжения директора школы и другие нарушения - привлечь к дисциплинарной ответственности;
- за применение физического или морального насилия к ученикам - освободить от должности, что не считается мерой дисциплинарной ответственности;
- за причинение ущерба имуществу школы - привлечь к материальной ответственности по правилам гражданского или трудового законодательства.
Классное руководство - это еще одно направление деятельности учителя-предметника, и должностная инструкция помогает разграничивать обязанности, наделяет учителя дополнительными правами и в то же время дополнительными функциями. При этом должностные инструкции для классного руководителя и для учителя-предметника не должны пересекаться, что учитывается при их разработке.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
ОСНОВНЫЕ ЗАДА ЧИ:
Создание классного коллектива как воспитывающей среды, -обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей уч-ся в общественно-целостные отношения.
Коррекция индивидуального развития уч-ся класса, способствующая свободному и полному раскрытию всех способностей школьника и их формированию совместно с семьей.
ФУНКЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ
Изучение индивидуальности учащегося;
Анализ и изучение характера развивающего коллектива и
личности;
Анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;
Анализ и оценка уровня воспитанности индивидуума и коллектива.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-КООРДИНИР УЮЩАЯ
Организация и стимулирование разнообразной деятельности детей;
Установление связи школы и семьи;
Работы с малым педколлективом;
Индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектива
как субъект этой деятельности.
3. КОММУНИКАТИВНАЯ
Регулировать межличностные отношения между детьми; -установить оптимальные взаимодействия учитель-ученик, содействовать общему благоприятному психологическому климату в коллективе; -помогать ученикам устанавливать отношения с людьми.
ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
Дискуссионные;
Игровые;
Состязательные;
Творческого труда;
Ролевого тренинга;
Психологические (позволяющие ребенку осознать самого себя).
ПОЛНОМОЧИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей;
контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
контролировать успеваемость каждого ученика;
координировать работу учителей-предметников, оказывающих
воспитательное влияние на учащихся через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и других форм коррекции;
выносить на рассмотрение администрации, Методического совета, Совета школы согласованные с классным коллективом предложения;
приглашать родителей в школу, по согласованию с администрацией обращаться в комиссию или советы содействия семье и школе на предприятиях, организуя решение вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся его класса;
отказываться от несвойственных ему, лежащих за границами содержания его работы, поручений;
определять свободно индивидуальный режим работы с детьми;
вести опытно-эксперементальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности;
выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку;
апеллировать к Совету школы в случае не согласия с оценками администрации, Методического совета состояния воспитательной работы в классном коллективе, результатов,уровня нравственного воспитания учащегося.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЯЗЯН:
- организовать учебно-воспитательный процесс в классе;
вовлекать учащихся в систематическую деятельность общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;
фиксировать психические и педагогические отклонения в развитии школьников; оповещать об этом администрацию и находить активные способы педагогической коррекции;
оказывать помощь ученику в решении его острых проблем;
вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы, план самообразования, личный дневник учащегося;
работать в контакте с родителями и оказывать им помощь в воспитании детей.
ЦЕЛЬ - ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИ И НРАВСТВЕННО ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ, ЧЕЛОВЕКА-ГРАЖДАНИНА.
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ (ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ).
Работать над формированием культуры личности.
Воспитывать ответственность за результаты своего труда, за свои поступки.
Прививать нормы нравственного поведения.
Развивать коммуникативные способности учащихся.
Воспитывать самостоятельность.
Поиск идеи, форм и методов работы с детьми.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ.
СОЦИАЛЬНЫЕ: защита прав ученика, помощь семье.
НРАВСТВЕННЫЕ : культура норм поведения, развитие личности: воля, организованность, умение отстоять свою точку зрения; найти свой стиль во всем, научиться понимать, что твое, а что не твое в этой жизни. (Девиз : всякая культура, прежде всего внутренняя, а от нее уже происходит внешняя. Создавая гармонию внутри себя, мы делаем гармоничным окружающий мир.)
3. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ: (функции классного
руководителя - диагностика воспитательной
коммуникативности).
1. Подростковый возраст - философский взгляд гуманиста
К развитию
Страсть к взрослению
к свободе
2. Наличие гуманной цели:
а) создать свой собственный образ;
б) развивать речевую культуру ребенка.
Характер организационного воздействия
Педагогический аспект имеет 2 стороны:
1 -я - обмен информацией, дети кл. руководитель
2-я - взаимодействие учитель ученик (взглядом, жестом,
4. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ РЕБЕНКА В КЛАССЕ:
Нравственность в своей ценности для окружающих.
Не испытывать страха (насмешки...).
Коммуникативная интеллектность.
Структурные компоненты педагогики общения
Функции педагогического общения
Классный руководитель | Инициирование активности | Оснащение способами жизнедеятельности | Стимулирование свободного выбора | Субъективность ребенка | Ребенок |
|
Педагогическое общение | Открытие -соучастие - возвышение | Положительное подкрепление |
||||
Педагогическая оценка | Внесение образа -стимулирование деятельности -коррекция отклонений | «Я -сообщение» |
||||
Педагогическое требование | Привлечение к деятельности -включение в деятельность -привлечение к деятельности | Безусловные нормы |
||||
Информационное воздействие | Внесение знаний -демонстрация отношений -вовлечение в деятельность | Тезис Аргумент Иллюстрация |
Валеолотия - это :
Наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья./И.И.Брехман/: наука о расширении жизненного потенциала человека /Т.А.Солдзтова/; наука и искусство жизни в гармонии с природой, людьми и с самим собой т.е. оптимальной адаптации к условиям существования, с достижением поставленных перед собой целей;
интегральная область знаний о возможностях выживания человека, путем восстановления и укрепления физического, душевного и духовного здоровья; ... наука о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра /Н.К.Смирнов/.
Кодекс здоровья.
Здоровье не все, но все без здоровья - ничто!
Здоровье не только физическая сила, но и душевное милосердие.
Здоровье нужно не только тебе, но и стране, людям с которыми ты работаешь, живешь.
Здоровье - это твоя способность удовлетворять в разумных пределах наши потребности.
Здоровый человек - ему нужен не только хлеб, но и духовная пища: не хлебом единым жив человек.
6. Здоровье - это физическая и гигиеническая культура нашего тела: нет ничего красивее человеческого тела.
7. Здоровье - это душевная культура человека: доброта, надежда, вера, любовь к тем, кто тебя окружает.
8.Здоровье-это социальная культура человека, культура человеческих отношений. Относись к другому так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
9. Здоровье - это любовь и бережное отношение к природе
10. Здоровье - это стиль и образ твоей жизни.
11.Здоровье - это свобода от рабства телесных и духовных привычек (зависимостей).
12.Хочешь быть здоровым - занимайся физической культурой, пользуйся всем, но ничем не злоупотребляй
ПРОПИСИ Узелок на память
АРТЕМА
АРСЕНЬЕВА
I . Ведите дневник.
Если вы воспитываете детей, ведите хоть изредка дневник оглядывайтесь на свой рост и свои способности. Есть ли у гас те качества, которые вы хотите воспитать в детях?
Скоро вы убедитесь в том, что ваша личность и есть главное средство воспитания и что вы воспитываете, даже не задумываясь об этом, одним своим существованием рядом с ним.
2.Улыбайтесь .
Вся ваша жизнь движется любовью. Охраняйте любовь вокруг себя, растите ее в себе, ищите и находите возможность легко и непосредственно улыбнуться каждому своему ученику.
3. Состояние д у ш и учителя.
Урок - это подъем на высокую гору. Если вы чувствуете себя усталым, войдите в класс быстрым шагом, начните урок без промедления.
На уроках самое важное - состояние души учителя. Идите круто и прямо.
Работа лечит, работа выравнивает, работа соединяет. Полюбите эти восхождения в горы.
4. Будьте доступными.
Учить- значит открыть свое доброжелательное сердце, сказать каждому, как он бесконечно дорог и интересен вам.
5. Н и слова лжи!
Вы - учитель! О каждом вы можете говорить то, что думаете, к каждому обратить свое слово, ибо ни в одном вашем слове нет лжи.
6. Доброкачественность,
Не забывайте,что правильные решения, которых вы ждете от детей на уроках,- это результат знаний,которые вы даете.Откуда к вам приходят эти знания.
7. Недоброкачественность.
Недоброкачественность, учительствования яснее всего проявляет ся в легком переходе к раздражению. Раздражительность - разбаза ривание духовной энергии. Она от двойственности существования.
Раздражаясь, вы обесцениваете профессию.
8. Радость.
Равнодушие учителя страшнее, чем принято об этом думать.Ра дуйтесь каждой встрече с учениками. Это сблизит вас.
9. Великодушие сердца.
Ваш ученик больно вас задел? Вы в гневе, досаде и печали? Попробуйте пересилить себя.
Лучшее средство избавиться от зла - не отзываться на его зов. Это и есть творчество духа и великодушие сердца.
10. П у т ь в бесконечность.
Ведя урок, думайте о бесконечном океане, любите стихию воздуха, включите в свое сердце Вселенную.
Ведь любовь – это путь в бесконечность. И те, кто идет по этому пути, не могут не любить друг друга.
11. Победа ч е д о вечества.
Не бойтесь поражения перед лицом детей. Его не будет, если вы знаете, что вы воспитываете детей для всего человечества. Тогда каждый миг пребывания среди детей - путь к прекрасному. И покой вашему сердцу.
12. Торжество духа.
Дел очень много. И всегда будет много. Но главное, встав на путь учительствования,- осознать: учитель - это судьба, учитель - как странник на единственном пути, ведущем в торжество духа,
13. Т а и н с т в о вечного.
Попробуйте угадать по своим ученикам судьбы их родителей «Думай те об этих судьбах.Отмечайте про себя, что удалось найти общего в родителях с их детьми, кроме внешнего сходства. Как важно развивать в себе слух на вечное!
14. Привилегия ученика.
Учительница сказала, что она вот уже 20 лет добивается умения правильно двигаться по классу.
Сидеть во время урока, считает она - привилегия ученика.
15. Стадион под окнами квартира.
Учительница бегает по утрам на стадионе, расположенном под окнами ее квартиры. Она объясняет это так: "Я не хочу быть учителем с сорванным голосом и усталыми больными ногами".
16. Общая трапеза.
Общая трапеза с учениками - какое важное и редкое участие в жизни друг друга. Но и простой ваш жест не исчезнет впустую,если он наполнен значением.
17. И з у м л е н и е.
Испытайте изумление от того, что жизнь так распорядилась: есть школа, в которую вы ходите,есть класс,где вас ждут ученики. Обрадуйтесь этому. И пусть ваше сердце сожмется от понимания того, как это ответственно.
18. Ч у м а.
Вы чувствуете опустошение? Будьте милосердными - не пересту пайте порога класса в таком состоянии. Не разносите чумы. Вечереет. Пройдитесь по дворам,пропустите сквозь себя всю оголтелость подростков и подумайте: её породила пустота в думах взрослых.
19. Пустоты.
Пустого пространства нет.Чем старше и сильнее человек,тем страшнее пустота внутри него.Страшнее потому,что они не пустые. Они заполнены затаившимся злом.готовностью ему способствовать. Отравлять других.
20.Жизнь и смерть.
Жизнь и смерть - понятия промежуточные. Каждое мгновение - это рождение нового времени и его умирания. Научитесь видеть это, не теряя в душе трепетной радости от присутствия при рождении времени и тихой скорби от его умирания.